Римские каникулы


День четвертый. 31.08.97

Последний день лета. Предвкушение от начала его смакования - 5 часов утра. Южная ночь, без первичных признаков скорого восхода солнца. В ожидании автобуса, сижу на корточках в самом центре городской площади Пизаро, под единственным работающим фонарем. Запах итальянской ночи - это полная мистерия. Волшебный запах адреналинового шторма в венах. Миры Толкина и Венеция, по своей недоступности и мифологичности всегда находились где-то рядом в ячейках моего сознания. И даже грустно от того, что еще один миф будет развенчан… Ничего, на мою жизнь хватит.

В Венецию поехало пять с половиной человек и все разных наций. Итальянка экскурсовод одно и то же говорила по французки, английски и немецки. Она очень переживала за меня и всю дорогу, переходя на английский, говорила очень медленно. Но я не долго напрягал ее своим присутствием и под нежный французский заснул.

Доехав на автобусе до города Къяджи мы пересели на корабль и часа полтора ползли по Венецианской лагуне, петляя между островов. Причалили почти к замку Дожей, знакомому каждому советскому школьнику по курсу итальянской истории класса пятого. Искал глазами в бесконечном ряду белых колонн греческого мрамора две красных колонны, не выдумка ли? Нашел, только они не красные, а розовые.Стоя между этими колоннами дожи оглашали свои новые законы и вершили правый суд. Место для казни здесь же, на площади Святого Марка между двумя символами Венецианской Республики - крылатым львом и дохристианской языческой фигурой мадонны на крокодиле.(?!) (Пишу то что вижу.)

Если дальше все перечислять ручка кончится. Большой Канал, церковь Санта Мария Делла Салюте, Собор Святого Марка, его же колокольня (очень венецианцы любили этого святого, а может это Марко Поло, который и привез в Венецию макароны из Китая, так полюбившиеся впоследствии всем итальянцам.) Шутка. Мост Вздохов, описанный всеми романистами, куда лучше, чем это бы сделал я. Церковь Скальди.

Весь город - мертвый музей. Городская жизнь протекает на двух улицах, периодически затапливаемых морем при смене ветра, что очень веселит туристов, снимающих тапки и задирающих юбки. А я шортах, но красовки приходиться снять.

Пью, как обычно, свой любимый кофе сидя за одним из знаменитых столиков площади Святого Марка и кормлю голубей. В каком-то фильме за ними же сидела "гениальнейшая" русская актриса Белохвостикова.

Вода все прибывает и до меня осталось метра три, миллионы голубей, до этого гуляющих по площади, начинают занимать столики, старательно уделывая все результатами своей жизнедеятельности. Плыву до причала и пересаживаюсь на гондолу. Пол часа пятнадцать зеленых, но удовольствие огромное. Мягкое бархатное кресло, гондольеро сзади перекрикивается с сослуживцами, иногда начинает петь "О соле мио" , очень громко и знает только эту фразу, но старается. На мое замечание, что город пустой и мертвый, происходит нечто невероятное. Он страшно обижается, резко тормозит лодку с намерением выкинуть всех за борт. Но вместо этого стучит в гнилую ставню ветхого и заколоченного здания.

Окно открывается и он проводит переговоры с хозяйкой. Вся лодка встает и заглядывает в комнату. Может я конечно, не с тем кругом людей общаюсь в Москве, но такого убранства я не видел никогда в жизни. Они еще пятьсот лет назад устали белить свои здания, но внутри роскошь римских патрициев!

Собираясь в Италию клялся и божился не набирать сувениров и подарков, иначе все превращается в однообразную беготню по магазинам, сравнение цен и в итоге так грузишься всякими коробочками, что рук не хватает все это таскать. Представьте себе американского туриста заехавшего на пол дня в Москву и совершающего заплыв по ГУМу - ЦУМу - Детскому миру. Смешно? И мне то же. Но сколько не делай на носу зарубки, а волк все равно в лес смотрит. Речь конечно о Венецианском стекле и масках. Был в музее ентого самого стекла, крыша едет. Тысячи сервизов, бокалов, ваз и бог знает чего. Смотритель устраивает целое шоу с попытками битья бокалов и музыкальным представлением на рюмочках, параллельно объясняя технологию изготовления уникального стекла. Для необразованных перескажу что сам понял - технология страшно древняя, кто ее привез и откуда взялась никто не помнит. Но благодаря секретному рецепту, который передается чуть ли не по наследству, и которым обладают около двадцати мастеров, стеклянные изделия выходят с прочностью металла. Но главное не в этом, с помощью добавок кобальта, золота, купрума и еще бог знает чего получаются невероятно чистые цвета. И самое важное - Венецианские мастера обладают рецептом сращивания золота и стекла в единый материал. Это происходит при золоте определенной пробы, точной температуре и весьма долгой, выдержке в печи. Тут же цех, где можно посмотреть, как это все делается. Нас долго учат отличать подделку от оригинала. Есть несколько любопытных процедур. Предупреждают о том, что каждый магазин, торгующийВенецианским стеклом должен обладать сертификатом - показывают этот сертификат. В общем, не все так просто, оказывается. На самом деле, настоящих изделий не так уж и много. Много ли могут их сделать двадцать мастеров на весь страждущий мир при таком долгом процессе изготовления? И если хоть что-то покупать, то с надеждой передать внукам.

Народ скупает чайные сервизы стоимостью по полторы тысячи долларов. Я в шоке. Жалуюсь своей гидессе, что 6 сентября у моей мамы день рождения и умоляю ее подобрать что-нибудь приемлемое для меня и мамы, полагаясь на ее женский вкус. Она шепчет, что знает магазин где то же самое можно купить в два-три раза дешевле, то есть по нормальной цене, а не музейной. Так как организованная экскурсия закончилась и есть два свободных часа, мы бежим в дальний угол города, периодически пользуясь услугами перевозчиков на другой берег улицы. Добежали. Она объясняет ситуацию продавщице и мне предлагают вазы всех цветов и размеров по вполне нормальной цене. Будучи уже грамотным требую сертификат, который тут же демонстрируют. Погремел вазами друг об друга. Все O.K. Беру целых две, маме и себе, правда у меня большие сомнения, что единственная игрушка из золота будет хоть как-то смотреться в моей аскетичной московской квартире.

Но меня ожидал второй удар - маски. Они там такие… Дома уже есть штук пять, почти коллекция, в основном из Испании, привезенные мной и подаренные друзьями. Но эти настоящие - самые крутые, в размер лица, с обрамлением из перьев. Стоят от $120 и выше. У меня же осталось баксов тридцать. Стою, кусаю локти и колени. Пришлось купить точно такую, но поменьше. Все равно хороша!

День заканчивается и мы отплываем в Кьяджи. Нас завозят в ресторан и предлагают отобедать комплексным обедом на втором этаже. Хорошо, что все деньги ушли на маску. На первом этаже гремит свадьба, можно спокойно присоединиться, никто не гонит. Час наблюдал за церемонией - страшно понравилось. Процедура такова - гости уже в зале. На сцене, в свете цветных прожекторов и лазеров появляются молодые. Их встречают воплями и криками. Выпивается бокал шампанского и разок целуются, без всяких "горько" и уговоров. Бегает оператор, нарядные детки, подруга невесты с настоящим грудным младенцем на руках. Молодые присоединяются к гостям, все тусуются, галдят и устраивают всякие игрища. Невеста кинув за спину букет, должна попасть в жениха. Моя попала. Друзья жениха пытаются колотушкой забить его в землю (?). Швыряются рисом. Полный бардак и веселье. Чем дело заканчивается досмотреть не успеваю. Наш пустой автобус уплотнили, досадив два десятка англичан. Уже поздняя ночь, я в шортах и мне холодно.

На этом события не заканчиваются. У леди Кэт, из новобранцев, день рождения - целых 14 лет. По этому поводу весь автобус поет "Happy birthday to you". Родители достали припасенный в ресторане ящик итальянского вина в пакетах. Согреваюсь красненьким. Девочка встретила свой четырнадцатый день рождения в Венеции.

Под "Natali" Хулио Иглесиаса, божьи одуванчики засыпают на плечах своих престарелых воинов британской империи.

Лето - самое короткое время года. Оно только что закончилось.

На следующий день


Copyright © 1997-98 Andrey Kuzin